Клин. Новости

Яндекс.Погода

среда, 26 сентября

ясно+6 °C

Онлайн трансляция

Велосипедный рай Европы и Клина

05 июля 2018 г., 11:53

Просмотры: 328


Наш корреспондент проехал по велодорожкам в Клину и Голландии.

С появлением велосипедных дорожек можно говорить не только о начале велосипедного туризма в нашем городе, но и о первых шагах  велосипеда как вида городского транспорта.

Велосипед уже был в нашем городе видом городского транспорта: в прошлом веке в СССР на них даже выдавали специальные желтые номера. На велосипедах  ездили почтальоны по Красной улице, Театральной, Первомайской и еще по городским окраинам. На велосипедах приезжали на работу с Майданова и «шестого» на Химволокно, оставляя двухколесные машины в проходной. А отступил клинский велосипед только потому, что его реально согнали с дорог: с конца 60-х машин стало всё больше, а обочины всё уже; тротуар же для серьезной езды не годится. По правилам, велосипедист должен ехать в крайнем правом ряду, а въезжать на тротуар или обочину он может,  только убедившись, что не станет никому помехой. Так велосипед из транспортного средства превратился в помеху. Слово «велодорожки» услышали только через 50 лет. А теперь еще и увидели.

                                                           Туристы крутят педали           

Сразу договоримся о терминологии: у нас, в городе, туристическая велосипедная дорожка, ключевое слово – туристическая. Кстати, в прошлом веке самая распространенная марка велосипеда была именно «Турист».  И география трассы соответствующая: от автостанции через исторические Торговые ряды и другие городские достопримечательности до музыкального заповедника П.И.Чайковского. Здесь нужно отдать должное проектантам: учли, кажется, всё, чем славен город! Первые же  метры трассы проходят  рядом  с местом полета Менделеева на воздушном шаре, чуть далее – корпуса первенца Большой химии страны, «Стеклянный завод Глинского», затем - гайдаровские места,  потом – старые улочки, где жили «попы и ремесленники», древние храмы в старом городе, etc. Самые приятные километры трассы – вдоль берега Сестры, сначала левого, потом – через три моста – и правого. Затем велодорожка круто поднимается вверх, к музею. Но чтобы в него попасть, нужно переехать на велосипеде на другую сторону Ленинградки по надземному велопешеходному переходу. Здесь, у музея, вот они последние метры и - финиш!

                                                           ВелоРАЙ

Наконец-то у клинских велосипедистов появился свой рай, где можно «оттянутся» на полную педаль, особенно ранним утром, когда уверен, что никто из внезапных пешеходов не попадет под твой руль и колесо. Ровный (во всяком случае, пока) асфальт с разметкой. Приятное, полноценное освещение (перегоревших ламп пока нет).  Лавочки, сходы к красивым  интересным местам, есть указатели, даже на китайском. Хорошо бы еще создать интернетного аудиогида, чтобы можно было ногами крутить, а ушами слушать.                                      

                                               Нет предела совершенству

Мало построить велодорожки – надо систематически поддерживать их в рабочем состоянии. Например, убирать с пути следования заросли борщевика. Обновлять разметку. Вовремя высыпать из урн. Следить за проседанием асфальта. Есть и другие неудобства, правда, связаны они с городской географией. Сейчас на всем протяжении дорожки –  а это почти четыре  с половиной километра - с велосипеда нужно сойти более десяти раз, чтобы пройти пешком через железнодорожный переезд, через две федеральные трассы и дороги местного значения. Хотелось бы побольше велопарковок: прибавить их еще на берегу Сестры и в районе Красной улицы. Велодорожки зимой чистят от снега, но их чистят по регламенту обычного тротуара, хотя требования к очистке  велодорожек в Европе иные. Там в ряде северных, как и мы, городов снег не счищают, а утрамбовывают и посыпают гранитной крошкой. Но почти всюду есть правило: сначала от снега очищают велодорожки и тротуары, и только потом проезжую часть для машин. Хорошо, что ширина нашей клинской велодорожки позволяет без проблем убирать ее с помощью небольшого трактора. Хотелось бы иметь ограждение трассы вдоль реки:  как бы ни улететь с разгона или на вираже с обрыва в реку, особенно страшновато на обратном пути, где крутой спуск от улицы Спортивной к реке.

                                                   Новая «памятка» пешеходам

Но если всё вышеперечисленное относится к инженерии, благоустройству и правилам эксплуатации, то есть одна штука более серьезная и даже опасная.  Это – стояние, хождение и прочее пребывание людей на велодорожке: кто-то по незнанию, кто-то по забывчивости, а кто-то и по упрямству. Каюсь, грешен: в Австрии, Венгрии, Германии, и особенно в Голландии,  я вдоволь наслушался в свой адрес нелицеприятных слов от тамошних велосипедистов – такой вот я забывчивый. Но и опыт все-таки приходит. Вот так и нам, клинчанам, теперь приходится привыкать к новой модели поведения на улице – быть внимательным пешеходом, если рядом проходит велодорожка, и быть вдвойне внимательным  всем, если рядом есть дети и пожилые люди. И не лишний раз будет напомнить велосипедистам, что по «зебре» они обязаны передвигаться только пешком!

                                                           Бесшумно и без топлива

Теперь, когда у нас есть велодорожка европейских стандартов и вполне приемлемой для нашего небольшого города длины, можно говорить о развитии велосипеда как вида городского транспорта. Наш учёный  сосед – наукоград  Дубна - давно это хорошее дело осознал и внедрил. А недавно мне повезло увидеть и вело-Европу. В маленьком голландском университетском городке Венло кажется, что велосипедов больше, чем людей. Показалось, что велосипедисты добились там немыслимого: они ввели запрет на пешеходное движение в ряде городских мест. Есть целые дороги, которые (на фото) только для вело! Нам это кажется невероятным, чтобы в городе где-то вдруг запретили передвигаться на двух ногах ради езды на двух колесах!  Велосипедисты же Европы не только прогнали с улиц автомобили, они начали уже притеснять пешеходов, создавая для себя велосипедный рай. Причем недовольных, по-моему, нет ни с какой стороны.

 

                                                           Вело – это транспорт

В нашем городе велосипед вполне бы мог стать полноценным видом городского транспорта. Сейчас готовится строительство второй очереди велодорожек, а в перспективе хочется, чтобы весь город был связан этой полезной асфальтовой сетью. Позволю себе помечтать: пусть это будут не только туристические маршруты, но и так называемые велосипедные хайвеи – велодорожки с минимумом пересечений для максимально быстрой езды.

 

На фото автора: велодороги Голландии и велодорожка в Клину

                                                                                             

Сергей Николаевич Севрюков