Первый детский велосипед в Клину был у стеклозаводчика Орлова

03 июня 2020 г., 14:10

Просмотры: 202


Сегодня, 3 июня, отмечают День велосипеда.

В 2017 году на музейный учет был поставлен детский велосипед, так сказать, «старинный», начала ХХ века. Он, как и более поздние собратья, трехколесный. На этом сходство заканчивается. «Детский транспорт» собран из толстых металлических пластин, за столетие сильно проржавевших. Рукоятки, сиденье и педали - деревянные. Никакой резины и следов краски нигде не обнаружено. Так и хочется сказать: «костотряс». Это забавное название из прошлого характеризует первые велосипеды как не самый комфортный вид транспорта.       

В России велосипеды стали появляться в Петербурге во 2 пол. XIX в. Тогда они считались роскошью. К 1880 году в столице зарегистрировано 100 велосипедистов. Самый знаменитый из первых велосипедистов России - император Александр II. Он совершал на своем "костотрясе" велосипедные прогулки по Царскому Селу. Кататься по Петербургу в то время не мог даже царь: ездить на велосипеде по улицам города было строго запрещено. Считалось, что велосипедисты пугают лошадей. К концу XIX века было разрешено кататься по городу, но правила  запрещали ездить на велосипеде в людных местах, парках и скверах. Предписывалось: "В случае беспокойства лошадей велосипедист обязан умерить ход или сойти с велосипеда и, по возможности, закрыть его собой". 

Желающие получить разрешение ездить на велосипеде сдавали специальный экзамен комиссии из трех полицейских. Нужно было на велосипеде тронуться с места, сделать "восьмерку", потом резко затормозить и спрыгнуть с транспорта. Тот, кто справлялся с заданиями, получал специальный документ и номерной знак на велосипед, а кто провалил испытание - повторял попытку через неделю. Подобный экзамен сдавали и представители царской семьи. На велосипеде любили кататься Александр III, императрица Мария Федоровна, Николай II и все его дети. Есть фото:  царевич Алексей на большом трехколесном велосипеде. Августейшей семье был знаком и «велосипед с моторчиком».

В уездном Клину купить детям такой транспорт могли немногие. И назвать имя владельца велосипеда из клинских фондов мы не можем. Однако в краеведческих фондах есть фотографии семьи стеклозаводчика Николая Васильевича Орлова. На одном снимке - младший из его сыновей - Анатолий - рядом с юной барышней в коляске - сидит как раз на таком трехколесном велосипеде, как наш, только, конечно, еще новом. Вполне вероятно, что это первый детский велосипед в Клину. Был свой велосипед и у старшего сына, только «взрослый», двухколесный.

На фото: Владимир у парадного крыльца дома Орловых.  

Надежда Лисицына